ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович

ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович
(14.05. 1861-23.02.1913) - религиозный философ. Окончил Московскую духовную академию, где затем работал преподавателем. В 1891 г. командируется академией для изучения философии в ун-ты Германии и Франции. В журн. "Богословский вестник" публикуется цикл его писем с оценкой "социально-бытовой, умственной и религиозно-нравственной жизни современного Запада с точки зрения русских идеалов" (отд. изд.: Западная действительность и русские идеалы. Сергиев Посад, 1894). Запад, несмотря на его внешнее благополучие, предвещает "социальные землетрясения", отличается религиозным и нравственным равнодушием. Рус. действительность по сравнению с зап. - "серая". Однако знающие рус. душу верят в Россию, в ее высокое предназначение быть носительницей истинного учения и духа Христова. "Русские идеалы" - вот наше спасение и преимущество в сравнении с Западом, считает В. В 1893 г. в журн. "Вопросы философии и психологии" (кн. 20) он публикует статью "О задачах современной философии, в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской (pia desideria)". В доказательство нашей национальной неспособности к философии, пишет В., обычно ссылаются на нашу прошлую "философскую бесплодность". Мы действительно не создали ни одной грандиозной философской системы, к-рая бы заявила о себе, но мы проявили большой и глубокий интерес к философии и подготовили материал для ее создания. Причина прошлой "философской бесплодности" заключается не в наших природных психических свойствах: "умственной вялости", "узкопрактическом реализме", обусловливающем скептическое отношение к вопросам бытия, знания, как обычно считают, а в том, что история нашей сознательной жизни началась сравнительно недавно, а в пору выхода из состояния исторической юности народ отличается большей рецептивностью - восприятием и усвоением различных знаний, лишь потом наступает время синтеза, творчества, построения собственных концепций. Главная проблема, на к-рой сосредоточивается рус. философское миросозерцание, считает В., - это вопрос о жизни, ее смысле и ценности, исходя из него рассматриваются все остальные философские вопросы. При этом, если мыслители в др. странах решали указанную проблему в смысле либо оптимизма, либо пессимизма, рус. ум нашел третью возможность. Покорный воле Божьей, он терпит зло, но не мирится с ним, не возводит его в принцип и не оправдывает, а, напротив, энергично осуждает его, постоянно с ним борется и хочет его исправить, одушевленный верой в идеал грядущего Царства Небесного. Он не пессимист и не оптимист, он "мелиорист", т. е. склонен к улучшению и преобразованию жизни. Второй вопрос, к-рый волнует его: закрыт или открыт наш несовершенный мир для влияния идеального мира, высшей действительности для воздействия со стороны Божества? Рус. человеку нужно чудо, и его миросозерцание должно быть таким, чтобы в нем оставалось место свободе и Провидению. Запад в этом вопросе пошел двояким путем. Одни мыслители понимают мир как сплошной механизм ("пан-физизм"), другие - как систему одушевленных атомов ("панпсихизм"). Рус. мысль уже осознала односторонность обоих типов решения проблемы и считает необходимым придерживаться "дуализма материи и духа", понимаемого как продукт дифференциации и поляризации Высшей Силы и потому разрешаемого в "трансцендентальный монизм" (Кудрявцев-Платонов) или "монодуализм" (Грот). Третий вопрос, затрагивающий рус. мышление, - это вопрос о достоверности знания и, в частности, о его философской концепции (в связи с отношением к вере). Здесь также есть много путей - эмпиризм, метафизика, релятивизм. Рус. философия обращается к началу, включающему в себя не только религиозные, исторические, народно-бытовые, но и глубокие психологические и даже биологические стихии. Т. к. преобладающей и направляющей стихией в данном случае все же остается религиозно-церковная, то вслед за нек-рыми мыслителями это начало следует назвать "соборностью сознания" (С.Н. Трубецкой). Возводя его в верховное начало знания, рус. мышление, во-первых, признает, что истина открывается не единоличным усилием, не индивидуальным умом, но совокупными усилиями - общением в истине всех или по крайней мере многих; во-вторых, что разумение истины и сама степень разумения зависят от нашей жизни, создающей возможность единодушной и согласной коллективной работы. Разработка философии в указанных направлениях, по мнению В., "для нас поставлена и как бы именно оставлена самой историей всемирной философии".


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Поможем написать диплом

Смотреть что такое "ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович" в других словарях:

  • ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович —     ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович (14 (26) мая 1861, Серпухов 23 февраля (8 марта) 1913, Москва] русский религиозный философ, историк религии, публицист. Представитель московской школы теистической философии. последователь Ф. А. Голубинского и В. Д …   Философская энциклопедия

  • Введенский Алексей Иванович — писатель. Родился в 1861 г. в семье священника. Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занял кафедру истории философии. В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию: Вера в Бога, ее происхождение и основания . За границей занимался… …   Биографический словарь

  • Введенский, Алексей Иванович — (род. в 1861 г.) писатель, воспитанник Московской духовной академии, в которой преподает метафизику. Главные труды В.: "Вера в Бога, ее происхождение и основания" (М., 1891, магист. диссерт.); "Религиозное сознание язычества. Т. I …   Большая биографическая энциклопедия

  • Введенский Алексей Иванович — (1861—1913), философ, богослов, публицист. Автор сочинений «Религиозное сознание язычества» (1902), «Религиозное обновление наших дней» (1903) и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Введенский Алексей Иванович — (род. в 1861 г.) писатель, воспитанник Московской духовной академии, в которой преподает метафизику. Главные труды В.: Вера в Бога, ее происхождение и основания (М., 1891, магист. диссерт.); Религиозное сознание язычества. Т. I. Основные вопросы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович — (14(26).05.1861, Серпухов 23.02(8.03). 1913, Москва)    религиозный философ. Окончил Московскую духовную академию, где затем работал преподавателем. В 1891 г. командируется академией для изучения философии в ун ты Германии и Франции. В журн.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Введенский, Алексей Иванович (ботаник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Введенский. Алексей Иванович Введенский Дата рождения: 23 февраля 1898(1898 02 23) Место рождения: Пенза Дата смерти: 19 …   Википедия

  • Введенский — Введенский  русская семинаристская фамилия от праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы Фамилии Введенский, Александр Иванович (1856 1925)  русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский,… …   Википедия

  • Введенский А. И. (философ, богослов, публицист) — ВВЕДÉНСКИЙ Алексей Иванович (1861–1913), философ, богослов, публицист. Автор соч. Религиозное сознание язычества (1902), Религиозное обновление наших дней (1903) и др …   Биографический словарь

  • Кузнецов Николай Иванович — Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Кузнецов 2.1 Кузнецов, Александр …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»